Книга «Пьющая женщина». Концепция болезни

 

Болезнь

Концепция болезни

Термин «алкоголизм» впервые был введен в 1849 году шведским борцом за трезвость Магнусом Гуссом. Первая научная формулировка пьянства («запоев») «как болезни» была дана доктором Троттером, написавшим в 1804 году книгу о медицинских, физиологических и химических аспектах употребления алкоголя и его влиянии на организм человека.

Болезненное влечение к самому алкоголю Троттер рассматривал как признак психического заболевания. С тех пор эта интерпретация стремления к опьянению является центральной в концепции. Было даже придумано латинское название этому – дипсомания: патологическая страсть к употреблению спиртосодержащих жидкостей. Дипсомания была поставлена в один ряд с такими маниями, как – клептомания (страсть воровать), пиромания (страсть поджигать), суицидомания (страсть к самоубийству), дромомания (страсть к бродяжничеству) и другими.

Алкоголизм как болезнь трактовался как безудержная страсть потреблять спиртные напитки в форме запоев, невзирая ни на что. Речь шла о потере критической способности человека понимать, что он делает на самом деле. Поскольку человек занимался «прогрессивной насильственной самодеградацией», как это выглядело со стороны, то это и расценивалось как «психическое заболевание». В дальнейшем эта точка зрения неоднократно уточнялась и корректировалась. В середине прошлого века сформировались две отчётливые концепции.

Одну поддерживали психиатры – алкоголизм – самостоятельное расстройство с присущими ему симптомами и типом течения. Другую – алкоголизм – симптом другого, скрытого психологического или психического расстройства, например, невроза, поддерживали клинические психологи и психиатры.

Имелись «прогрессивные» представители тех и других, которые объединяли эти концепции в одну: алкоголизм – единое заболевание, но оно может быть в двух формах: «первичный» алкоголизм, развивающийся в результате систематического и обильного употребления алкогольных напитков, и «вторичный» алкоголизм, развивающийся как попытка с помощью алкоголя преодолеть какие-либо эмоциональные проблемы – депрессию, тревогу, навязчивости, комплекс неполноценности.

Само собой разумеется, что учёные мужи спорили и продолжают спорить о том, где пролегают границы между «истинным алкоголизмом» и «неистинным алкоголизмом», между «бытовым пьянством» и «донозологическими формами» («нозология» –совершившаяся болезнь, «донозологические формы» – начало болезни либо так и неразвившаяся болезнь).

Под «истинным» понимали такой, при котором проявлялись все положенные симптомы пристрастия к алкоголю, как к наркотику. Под «неистинным» понимали привыкание к алкоголю не как к наркотику, а как к некой неизбежной «интоксикации» – только лишь злоупотреблением алкоголем.

Сторонники концепции алкоголизма как болезни преследовали вполне гуманистические цели – доказать общественности, что пьяницы не просто «дебоширы», аморальные личности, предающиеся греху безбожники, а вполне больные люди, к которым надо относиться соответствующим образом: не унижать, не проявлять к ним насилия, не морализировать, не заниматься «душеспасительными разговорами» или дискуссиями на темы морали и этики поведения, а лечить, т.е. давать лекарства и больничный лист, как и всем «нормально болеющим».

Концепция алкоголизма как болезни выдвинула на первый план медико-биологические аспекты этой сложной проблемы, отодвинув на время психологические, социальные, духовные, морально-этические аспекты. Самое главное, что внесла эта концепция, – снятие ответственности за собственное поведение. Это было большим облегчением: «Что вы хотите от больного человека?»

Несмотря на полную и «окончательную» победу концепции алкоголизма как болезни в 70-80 годах прошлого столетия, в частности благодаря деятельности организации Анонимные Алкоголики, для которых оценка «болезнь» является краеугольным камнем всей идеологии, критики этой концепции всегда были и остаются.

Их роль заключается в том, чтобы во всей этой проблеме под названием «алкоголизм» стали всё яснее и отчётливее выделять различные аспекты, многие из которых никак не вписываются в понятие «болезнь», включая волевую регуляцию потребительского поведения.

Ваш покорный слуга занимался этой проблемой почти 30 лет. Многолетние исследования различных точек зрения, огромного числа работ за рубежом и в собственной стране, опыт общения с сотнями мужчин и женщин, зависимых от алкоголя, привели к убеждению, что есть «статистический алкоголик», живущий в научных разработках, книгах и журналах, который поступает точно в соответствии с теорией.

Поведение его предсказуемо, в отличии от живого человека, про которого ничего «окончательно» и «достоверно» знать нельзя, хотя понять можно. Что правомерно отнести совершенно точно к медицинским последствиям, так это симптомы хронической интоксикации алкоголем и продуктами его распада (а также сивушными маслами). Всё остальное – реальное потребительское поведение, мотивация этого поведения, обучение определённым навыкам и другое, – к болезни отнести не возможно, если не насиловать здравый смысл.

дианализ позволяет успешно преодолеть любой вид зависимости

Чтобы быстро и навсегда прекратить отравлять себя этиловым спиртом ("бросить пить"), нужно обратиться к нам с запросом в форме обратной связи ниже и мы обязательно поможем вам. 
Детальнее об услуге по ссылке

0 Комментарии